Российский Черноморский Флот в морских сражениях русско-французской войны 1798 - 1800 годов
В мае 1798 г. Наполеон, опираясь на захваченные районы в Средиземном море, оккупировал Египет, входивший в Оттоманскую империю. В сентябре Турция, объявив войну Франции, заключила союз с Россией, к которому присоединилась и Англия. Позднее в новую антифранцузскую коалицию вошли также Австрия и Неаполитанское королевство.
Россия направила в Италию 45-тысячную армию, которую по требованию Англии и Австрии возглавил А. В. Суворов. В Средиземное море направилась эскадра, возглавляемая вице-адмиралом Ф. Ф.Ушаковым. Она насчитывала 6 линейных кораблей, 7 фрегатов, 3 брига и 1700 человек морской пехоты. 25 августа 1798 г. эскадра вошла в Босфор.
На военных переговорах с Турцией был принят предложенный Ушаковым план совместных действий в Средиземном море. Было решено основные силы использовать для освобождения Ионических островов, а небольшой отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга А. А. Сорокина направить к Александрии для совместных действий с английской эскадрой контр-адмирала Нельсона.
8 сентября 1798 г. русская эскадра у входа в Дарданеллы соединилась с турецкой эскадрой Кадыр-бея, состоявшей из 4 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корветов и 14 канонерских лодок. Объединенные силы возглавил Ф. Ф. Ушаков. Они развернули борьбу за Ионические острова. Десантные отряды в сентябре — ноябре при поддержке кораблей освободили острова Цериго, Занте, Кефаллония и Святого Мавра.
Однако в руках французов оставался наиболее важный в стратегическом отношении остров Корфу. Его крепость состояла из пяти укреплений, обнесенных мощными гранитными стенами. К востоку от города, окруженного двойным валом с бастионами на крутом мысе Сидеро, находилась цитадель — Старая крепость. Непосредственно от города ее отделял глубокий канал, через который был переброшен подъемный мост. С суши город прикрывался Новой крепостью, оборудованной тремя фортами, укреплениями, высеченными в скале, подземельями и тайными ходами. С моря Корфу защищали укрепления острова Видо, на котором находились пять батарей и центральный редут. В обороне Корфу участвовали и силы французского флота, базировавшиеся в гавани острова, — линейный корабль, фрегат, ряд мелких судов.
Гарнизон крепости Корфу и острова Видо состоял из 3700 человек и насчитывал 650 орудий разного калибра.
Ушаков не располагал достаточным количеством войск для высадки большого десанта, поэтому ему пришлось на первых порах ограничиться блокадой острова.
К Ушакову постепенно подходили подкрепления. В начале декабря у Корфу уже находилась вся эскадра. 30 декабря из Севастополя прибыли два 74-пушечных линейных корабля под общим командованием контр-адмирала П. В. Пустошкина. Таким образом, к 1 января 1799 г. Ушаков уже располагал 12 линейными кораблями, 11 фрегатами и несколькими мелкими судами.
В конце января прибыли 4250 человек албанских войск, но большая их часть отказалась участвовать во взятии острова.
Разрабатывая план Штурма Корфу, Ушаков отошел от традиционных правил действия флота против морской крепости, требовавших атаки ее с суши и блокады с моря. На основе всесторонней оценки обстановки и тщательных расчетов он решил сначала атаковать крепость с моря силами флота, а затем высадить на остров десант.
Штурм Корфу начался 18 февраля. Основной удар наносился по острову Видо. В 7 часов утра на флагманском корабле «Святой Павел» взвился сигнал. Корабли приблизились к острову и открыли огонь. Большая часть береговых батарей противника была подавлена. К 11 часам закончилась высадка десанта, который на две трети состоял из русских гренадеров и моряков. Десантники, быстро преодолев передовые укрепления, достигли середины острова. Здесь противник оказал упорное сопротивление, но не устоял перед натиском атакующих. К двум часам дня над Видо уже развевались русские флаги.
Теперь предстояло овладеть самой крепостью Корфу — последним оплотом французов. Артиллерия кораблей и береговые батареи усилили огонь по крепостным укреплениям и особенно по цитадели противника — Старой крепости. Союзные войска при поддержке десанта с кораблей, насчитывавшего около 900 человек, атаковали форты Авраам и Сальвадор. В некоторых местах русские войска уже овладели крепостной стеной. Под давлением наступающих противник отходил во внутреннюю часть крепости. Штурм усиливался. Ожесточенный бой длился до темноты.
На следующий день комендант Корфу французский генерал Шабо запросил перемирия для ведения переговоров об условиях сдачи крепости. «Я всегда на приятные разговоры согласен», — ответил Ушаков. Бой был прекращен. 20 февраля на линейном корабле «Святой Павел» генерал Шабо подписал акт о капитуляции. На островах Видо и Корфу было взято в плен 2931 человек, в том числе 4 генерала. Русская эскадра захватила богатые трофеи: 54-пушечный линейный корабль, 32-пушечный фрегат и 14 других французских судов, а также 636 орудий и мортир, большое количество боеприпасов, оружия, амуниции и провианта.
Находившийся в Италии А. В. Суворов, получив известие о замечательной победе Ушакова, воскликнул: «Ура! Русскому флоту... Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу, хотя мичманом?»
В мае 1799 г. Ушаков провозгласил освобожденный архипелаг Республикой Ионических островов. Ее население горячо приветствовало русских моряков. Жители преподносили своим освободителям многочисленные подарки с благодарственными надписями. В память о выдающейся победе на островах были выбиты особые медали.
После освобождения Ионических островов эскадра Черноморского флота под командованием Ушакова, произведенного в адмиралы, в Средиземном и Адриатическом морях оказывала содействие объединенным русско-австрийским войскам, возглавляемым А. В. Суворовым. Русские моряки участвовали в освобождении от французов Неаполитанского королевства, крепости Бриндизи, порта Манфредонии, блокировали Геную, Анкону и другие порты, нарушали коммуникации противника и топили его корабли. 30 сентября русские войска вступили в Рим.
В ходе боевых действий в Италии русские солдаты, матросы и офицеры в отлитие от англичан проявляли большую туманность к побежденным республиканцам. Когда, например, десантный русский отряд капитан-лейтенанта Г. Г. Белли совместно с неаполитанскими войсками 3 июня 1799 г. штурмом взял занятый французскими войсками Неаполь, офицеры, солдаты и матросы отряда делали все возможное, чтобы сдерживать насилие и жестокость монархистов, спасали пленных от расправы, укрывали беженцев. Иначе поступили англичане. Когда в Неаполь прибыла эскадра контр-адмирала Нельсона и высадила в город 3 тыс. английских и португальских солдат и матросов, все установленные русскими запреты были нарушены и начался кровавый террор, в результате которого в городе погибли тысячи неаполитанцев. Говоря о жестокости монархистов и гуманизме русских воинов, итальянский историк Ботли писал: «Срам Италии и слава Русским».
26 октября 1800 г. основные силы эскадры Ушакова возвратились в Севастополь. Блестяще проведенная Ионическая кампания и боевые действия флота у берегов Италии вызвали законную гордость у русских людей, но не были по достоинству оценены царским правительством. Адмирал Ушаков, несмотря на огромные заслуги перед Россией, после Средиземноморского похода попал в опалу.
Литература
- Я. Ф. Зоткин, М. Л. Любчиков, П. П. Болгари, Р. Я. Лихвонин, А. А. Ляхович, П. Я. Медведев, Д. И. Корниенко. Краснознаменный Черноморский флот. — 3-е изд., испр. и доп.. — Воениздат, 1987. — 334 с.